Сейчас кажется, что я приобщалась к фотографии с пеленок. Но тогда, присутствовать "на съемке" , "позировать" или быть свидетелем "волшебства" проявки и печатания фотографий, было как бы само собой разумеющим действом: как лазание по чужим садам и заборам, как рисование на всем бумажном, что только не попадалось под руку, и чуть позже, конечно же чтение. Дядя Валя был нашим соседом по комуналке. Тогда он мне казался очень взрослым, а ведь он был на десять лет младше меня сегодняшней. Но не возраст заставлял меня относиться к нему с почтением и уважением. Дядя Валя был нашим "придворным" фотографом. Та небольшая пачка старых фотографий, которую я увезла с собой, лишь 10-я часть того что он снимал. А снимал он всех нас: во дворе, детские и взрослые дни рождения, праздники и застолья. Снимал просто так, от души, и никогда - за деньги. После тяжелых смен на заводе он брал фотоаппарат (сейчас даже не помню какой) и снимал, или шел в подвал нашего дома,(в котором раньше обитали жильцы) и проявлял пленки и снимки. Две страсти были у д.Вали: фотография и алкоголь. В коротких перерывах они боролись за первое место, и д.Валя время от время ставил их на свое. Вот, к первой из них он меня сам того не ведая и приучил, когда показывал как на простой белой бумаге проявляются контуры меня, цветов или реки. Неожиданная смерть д.Вали - производственная авария на заводе - стала для меня 7-летней первым шоком в жизни. Я долго не могла поверить и понять: жил-был человек, и вдруг умер...Как это? Я боялась заходить в наш сарай, в котором, кроме всего прочего, рядом со старым сломаным аккордионом хранился заржавшевший фотоувеличитель... Свой первый фотоаппарат Смена я купила на заработанные летом деньги, еще учась в 9 классе. "Мобильная фотолаборатория" располагалась в ванной комнате. Я снимала все и всех подряд. Потом был ФЭД и Зенит. Сейчас Зенит и Canon. Как ни странно, но фотография для меня - сильное успокаивающее средство, почти наркотик. Начав снимать, невозможно остановиться, и ты паришь где-то, вне пространства и времени. Но самое главное то, что остается на снимке: 30 или 60 сек жизни: радость, веселье, скорбь, не важно что. Это способ посетить прошлое. Это способ выразить и донести свои чувства.
****************
Я фотографирую не то, что вижу, а то, что думаю об объекте.